Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 11582
1.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) т..ни­ро­ва­ние стек­ла, раств..рить­ся
2) разг..реть­ся, проп..ганда
3) дел..гация, заж..га­тель­ный
4) уп..ра­ю­щий­ся, сат..риче­ский
5) загл..деть­ся, сотр..сение мозга.
2.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) заг..релый, задр..жать
2) тр..туар, нак..лить же­ле­зо
3) зам..рать, песс..мизм
4) зас..дание, расст..лать
5) подт..нуть­ся, зар..дить ружьё
3.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) нак..лить на огне, ск..кать
2) р..скош­ный, к..ндук­тор
3) комп..нса­ция, зам..ра­ю­щий
4) заст..лить, исч..зать
5) за..вле­ние, просв..щение
4.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) об..за­тель­но по­зво­ни, зем­летр..cение
2) застр..хо­вать жильё, к..cаться стола
3) пал..cадник, подп..рать забор
4) ис­крен­не вост..ргать­ся, сл..гать песни
5) п..но­рам­ный вид, заг..реть на юге
5.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) к..пи­ро­вать ста­тью, эксп..нат
2) зам..реть от стра­ха, гард..роб
3) возгл..влять, подг..рев­ший суп
4) подр..стать, возл..жение вен­ков
5) неув..да­е­мая кра­со­та, загл..деть­ся
6.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) нар..дить­ся на бал, выт..нуть­ся
2) хл..пот­ли­вый отец, ме­сто­пол..жение
3) похв..ла, к..снуть­ся рукой
4) к..митет, разр..стись по­все­мест­но
5) уб..рать квар­ти­ру, с..мфо­ния
7.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) совп..дение, пар..докс
2) св..той ис­точ­ник, прив..зать­ся
3) тр..пи­че­ский фрукт, пред­пол..гать по­езд­ку
4) раст..рание кра­сок, ин­телл..гент
5) оз..рять­ся, прик..снуть­ся к руке
8.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пост..нов­ле­ние, прик..сно­ве­ние
2) зар..сли, к..мпо­зи­ция
3) в..не­грет, разб..рать­ся
4) выст..лить, пе­ре­кл..кать­ся
5) за..вле­ние, прор..дить мор­ковь
9.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) з..рницы, ар..мат­ный
2) пол..скать белье, р..сте­ние
3) лаб..ринт, ум..ра­ю­щий
4) соб..рать, близс..дящий
5) посв..щение в сту­ден­ты, разд..валка
10.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) запл..мби­ро­вать зуб, оз..рение
2) исс..кают силы, зар..дить­ся энер­ги­ей
3) к..снув­шись рукой, отл..жить встре­чу
4) ст..рать бельё, опт..мизм
5) загр..жде­ние, пр..па­ган­да
11.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) непод..лёку
2) заб..сто­воч­ный
3) пан..рама
4) проск..чить
5) не пол..га­ет­ся
12.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) во(с/сс)тание
2) гу(м / мм)анист
3) мно­го­гра(н/нн)ый
4) пара(л/лл)ель
5) ра(с/сс)тя­же­ние
13.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) от­стриж..т
2) сун­дуч..к
3) кумач..вое знамя
4) беч..вка
5) с лапш..й
14.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) об..грать, пев­чие птиц..
2) меж..мпе­ри­а­ли­сти­че­ский, позиц..я
3) раз..ярённый, сер..ёзный
4) необ..ятный, в..юга
5) он пахуч.., раз­реж.. бу­ма­гу
15.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) котёноч..к, рас­сыпч..тый
2) за­хватч..ца, плюш..вый
3) за ко­леб­лющ..мся за­на­ве­сом, об оче­ред..
4) о ре­ви­зи.., ковр..к
5) улыбч..вый, тон..нький
16.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) он верт..тся
2) мы по­друж..мся
3) отсла..вать
4) не­про­би­ва..мый
5) он вымо..тся
17.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) давно не белё..ые стены, го­во­рить сдер­жа..о
2) раз­бро­са..ый, мощё..ая до­ро­га
3) то­по­ли..ый пух, от­ве­ты тща­тель­но про­ду­ма..ы
4) про­слав­ле..ый, преда..ость
5) ра­фи­ни­ро­ва..ый, вос­тор­же..ый смех.
18.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)убран­ная с утра по­стель; тру­дил­ся (не)от­ды­хая
2) (не)спе­лая, но вкус­ная ма­ли­на, (не).ми­но­вать беды
3) ни­ко­му (не)из­вест­ные факты; (не)устра­и­ва­ет встреч
4) путь (не)про­ло­жен; (не)вы­со­кий, а низ­кий забор
5) (не)про­сох­шее сено; пол­ный (не)удач­ник
19.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

По сю­же­ту про­из­ве­де­ния, один че­ло­век пе­ре­брал­ся на сто лет вперёд и 1)н.. мог 2)н.. за­ме­тить, что на Земле, куда 3)н.. глянь, ис­чез­ло всё живое, так что он 4)н.. разу 5)н.. на­толк­нулcя на какие-либо при­зна­ки жизни.

5)  
20.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (борт)ме­ха­ник
2) шли (по)ти­хонь­ку
3) (пол)лужи
4) (ве­чер­не)за­оч­ное обу­че­ние
5) (звуко)изо­ля­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы
21.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) И на стихи есть то(же) мода.
2) Обо­ня­ние у тигра от­но­си­тель­но сла­бое, (за)то он об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ным слу­хом и зре­ни­ем.
3) Рас­пах­ну окно (на)встре­чу свету!
4) Имей (в)виду, у каж­до­го гросс­мей­сте­ра все­гда есть за­пас­ные ва­ри­ан­ты.
5) Он всю жизнь ра­бо­тал много, бук­валь­но (на)износ.
22.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Луч­ший спо­соб из­бе­жать ссоры _ со­хра­нять олим­пий­ское спо­кой­ствие.
2) Образ _ есть форма мыш­ле­ния в ис­кус­стве.
3) Южные звёзды _ ве­ли­ко­леп­ны.
4) Де­ре­вья, кусты, травы _ всё зе­ле­не­ло и лос­ни­лось под тихим ды­ха­ни­ем тёплого ветра.
5) Ста­тья, очерк, пам­флет _ это жанры пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля речи.
23.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) Капли дождя па­да­ли на землю сте­кая по ли­стьям и вет­кам де­ре­вьев.
2) Не­жда­нов осо­зна­вал себя очень оди­но­ким не­смот­ря на при­вя­зан­ность дру­зей.
3) Между ку­ста­ми свер­ка­ет речка в четырёх ме­стах пе­ре­хва­чен­ная пло­ти­на­ми.
4) Бай­дар­ка плыла через тёмную стен­ку ка­мы­шей ост­рым носом раз­дви­гая их стеб­ли.
5) Мать от­пус­ка­ла сына в Моск­ву скре­пя серд­це.
24.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Точ­нее ска­зать это стран­ное на­се­ко­мое ни­ко­гда не сидит а почти бес­пре­стан­но дви­га­ет­ся толч­ка­ми.
2) Мор­ская ры­бал­ка не может по-моему срав­нить­ся с реч­ной.
3) Я как раз хочу чтобы каж­дый от­кро­вен­но вы­ска­зал своё мне­ние.
4) Ты воз­мож­но ошиб­ся в расчётах.
5) Лицо поэта ка­за­лось спо­кой­ным.
25.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Щенок по­тя­нул носом_ учуял мо­ло­ко и за­ко­вы­лял к миске.
2) Люблю я бе­ше­ную мла­дость_ и тес­но­ту_ и блеск_ и ра­дость.
3) Не по­жа­лей для дру­зей ни вре­ме­ни_ ни своих сил_ ни своих чувств.
4) Шур­ша­ли при­до­рож­ные кусты_ и де­ре­вья_ и лом­кая глина хру­сте­ла под по­дош­ва­ми баш­ма­ков.
5) Поэт по­дроб­но рас­ска­зы­ва­ет о про­ис­хож­де­нии_ и вос­пи­та­нии Оне­ги­на, о его при­выч­ках_ и об­ра­зе жизни.
26.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях :

1) Си­ноп­ти­ки обе­ща­ли по­хо­ло­да­ние и мо­ро­зы не за­ста­ви­ли себя ждать.
2) Про­сы­па­ет­ся Егор, когда са­дит­ся солн­це и когда всё во­круг на­пол­ня­ет­ся ту­ман­ным блес­ком , а река ста­но­вит­ся зо­ло­той.
3) Шопен делал такие быст­рые успе­хи в фор­те­пьян­ной игре, что когда юному му­зы­кан­ту ис­пол­ни­лось две­на­дцать лет, учи­тель пе­ре­стал да­вать ему уроки.
4) В сенях пахло све­жи­ми яб­ло­ка­ми и ви­се­ли вол­чьи и лисьи шкуры.
5) Солн­це при­гре­ва­ло так силь­но, что ста­но­ви­лось жарко, и лучи его были так ярки, что боль­но было смо­треть на сталь шты­ков.
27.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Те­перь, в конце июня, в лугах было осо­бен­но хо­ро­шо_ в воз­ду­хе стоял аро­мат ду­ши­стых трав, а с неба гля­де­ло лас­ко­вое лет­нее сол­ныш­ко.
2) Я по­ни­мал_ от не­ми­ну­е­мой ги­бе­ли спа­сти нас может толь­ко слу­чай­ность.
3) На­блю­дая за ней, Пётр всё боль­ше убеж­дал­ся_ она себя нигде, кроме род­ной де­рев­ни, не видит и, рас­суж­дая о пе­ре­ез­де, не верит в его воз­мож­ность.
4) Взойдёт солн­це_ пойдём в лес.
5) Пыль и запах пар­но­го мо­ло­ка ви­се­ли над де­ре­вен­ски­ми ули­ца­ми _ толь­ко что с лес­ных полян при­гна­ли коров.
28.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Вла­дик гром­ко, как его учили в дет­ском саду, про­де­кла­ми­ро­вал: «От­че­го у ма­моч­ки на щеках две ямоч­ки?»
2) «Друг у меня один,— воз­ра­зил Павел и по­яс­нил:— Дру­зей не может быть много».
3) —Здрав­ствуй­те!— ска­за­ла она, про­тя­ги­вая руку для при­вет­ствия: — Очень рада вас ви­деть!
4) Ген­рих Манн верно под­ме­тил, что: «мы рож­де­ны ис­кать ис­ти­ну, а не об­ла­дать ею. »
5) —До сви­да­ния, при­ез­жай­те к нам ещё! — хором за­кри­ча­ли дети. —Не­пре­мен­но при­е­дем!
29.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Дре­ве­си­на ока­за­лась такой же креп­кой_ как же­ле­зо.
2) Диск луны сде­лал­ся пра­виль­ным и бле­стя­щим_ как се­реб­ря­ный щит.
3) После дли­тель­ной вы­нуж­ден­ной не­по­движ­но­сти мышцы сде­ла­лись_ как ис­тон­чив­ши­е­ся тря­поч­ки.
4) Всех ба­бу­лек от ма­га­зи­на_ как вет­ром_ сдуло.
5) Силой воли на­зы­ва­ют не что иное_ как спо­соб­ность бес­по­щад­но из­бав­лять­ся от со­мне­ний.
30.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

В би­нокль я уви­дел 1) _ во­круг рас­сти­ла­лись ров­ные поля, но 2) _ если при­гля­деть­ся 3) _ то

на огром­ном сером про­стран­стве 4)_ сли­вав­шем­ся с пас­мур­ным небом 5)_ можно было раз­ли­чить че­ре­пич­ные крыши ферм, из­го­ро­ди, вер­ши­ны де­ре­вьев.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Свод­ки по­го­ды три дня обе­ща­ли грозу. (2) Од­на­ко все эти три дня сияло солн­це, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) По­это­му, со­би­ра­ясь в кино, мы не взяли зон­ти­ки.

(4) Гроза за­хва­ти­ла нас не­ожи­дан­но, об­ру­шив на город по­то­ки воды. (5) Пока мы до­бе­жа­ли до бли­жай­ше­го подъ­ез­да, про­мок­ли почти на­сквозь.

(6) Мы вста­ли у двери, но в подъ­езд один за дру­гим стре­ми­тель­но вле­та­ли с улицы про­мок­шие люди, встря­хи­ва­лись, и брыз­ги от них ле­те­ли во все сто­ро­ны. (7) Сна­ча­ла мы не­мно­го ото­дви­ну­лись от по­ро­га, а потом под­ня­лись на лест­нич­ную пло­щад­ку пер­во­го этажа.

(8) На улице вовсю пля­сал и буй­ство­вал дождь. (9) Гряз­ные, мут­ные по­то­ки ли­лись по мо­сто­вой, сбе­га­ли со ска­ме­ек, с крыши бе­сед­ки. (10) Какой-то маль­чиш­ка, босой, в за­ка­тан­ных выше колен шта­нах, вос­тор­жен­но и гром­ко визжа, про­мчал­ся по стре­ми­тель­но­му ручью вдоль тро­туа­ра. (11) Но вот на­ко­нец по­свет­ле­ло, дождь стал сти­хать.

(12) Ты ска­за­ла: «Всё равно в кино мы опоз­да­ли. (13) По­бе­жа­ли домой. (14) Я так давно не бе­га­ла бо­си­ком». (15) Я не стал спо­рить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было ра­дост­но. (17) Ты была рядом, и мы то­па­ли бо­си­ком по цен­тру гро­мад­но­го го­ро­да.

Най­ди­те в 6-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   пред­по­след­ний

Б.   разъ­е­хать­ся

В.   за­дол­го

Г.   при­об­ще­ние

1)  при­ста­воч­ный

2)  при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

3)  суф­фик­саль­ный

4)  пост­фик­саль­ный

5)  при­ста­воч­но-пост­фик­саль­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

33.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Пунк­ту­а­ци­он­ная норма ре­гу­ли­ру­ет выбор ва­ри­ан­тов по­стро­е­ния пред­ло­же­ний — про­стых и слож­ных.
2) Мно­го­знач­ное слово может иметь пря­мое и пе­ре­нос­ное зна­че­ния.
3) Дей­стви­тель­ные при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся толь­ко от гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида.
4) Пред­ло­же­ние Се­год­ня мне труд­но го­во­рить об этом/яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным без­лич­ным.
5) В гла­голь­ных фор­мах за­дать, за­да­ла уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
34.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) За год ас­пи­рант опуб­ли­ко­вал пять на­уч­ных пуб­ли­ка­ций.
2) Мой сосед на за­висть всем купил новый гон­чий мо­то­цикл.
3) Мало мы ещё уде­ля­ем зна­че­ния раз­ви­тию эко­ло­ги­че­ско­го ту­риз­ма.
4) В про­из­ве­де­ни­ях ху­дож­ни­ка ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся ис­то­ри­че­ские и со­вре­мен­ные сю­же­ты.
5) Черты его лица от­ли­ча­лись пра­виль­но­стью, если не счи­тать гру­бо­ва­той формы под­бо­род­ка.
35.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) От ка­че­ства (шам­пу­ни, шам­пу­ня) во мно­гом за­ви­сит со­сто­я­ние волос.
2) Можно впол­не огра­ни­чить­ся (трёхста­ми, тре­мя­ста­ми) участ­ни­ка­ми.
3) У (него, его) все­гда семь пят­ниц на не­де­ле.
4) В от­сут­ствие стро­гих со­се­дей мы чув­ство­ва­ли себя (более сво­бод­но, более сво­бод­нее), чем обыч­но.
5) Тре­з­ор (бежит, бегит) рядом, ве­се­ло по­ма­хи­вая хво­стом.
36.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пи­са­тель по­дроб­но опи­сал о наших буд­нях и празд­ни­ках, о таких со­вре­мен­ни­ках, как мы с вами.
2) Пу­те­ше­ствуя на­лег­ке, по­езд­ка ка­за­лась осо­бен­но при­ят­ной.
3) Эти две изящ­ные лампы укра­сят и со­зда­дут уют в вашей го­сти­ной.
4) На кон­фе­рен­ции вы­сту­пи­ла из­вест­ный про­фес­сор М. И. Чер­няв­ская.
5) Во­ро­па­ев ска­зал с вос­тор­гом, что разве уснёшь в такую ночь.
37.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лётчик вышел, тя­же­ло ка­ча­ясь, из ка­би­ны, упал на на­гре­тую солн­цем землю и так про­ле­жал без дви­же­ния не­сколь­ко часов. (2) Но к концу дня, когда солн­це на­ча­ло кло­нить­ся к за­ка­ту, он по­ше­ве­лил­ся, от­крыл глаза и при­слу­шал­ся. (3) Ему по­ка­за­лось, что сол­неч­ный свет шумит усы­пи­тель­но и рав­но­мер­но. (4) За­га­доч­ный этот звук за­ста­вил его сесть и осмот­реть­ся.

(5) Где-то да­ле­ко, почти на самом краю земли, про­кри­чал петух, а в ку­стах за­тре­ща­ла, вер­тясь, какая-то кро­шеч­ная птица с крас­ным хо­хол­ком. (6) «Земля»,  — ска­зал лётчик, и тяжёлый комок под­ка­тил к горлу. (7) Ни­ко­гда до этих пор он не знал и не думал, что Земля так тро­га­тель­на и так нежна.

(8) Го­ло­ва у лётчика кру­жи­лась. (9) И он не видел, как де­воч­ка лет две­на­дца­ти, обык­но­вен­ная меч­та­тель­ная де­воч­ка, лю­бив­шая бро­дить по скло­нам горы и пред­став­лять себя Зо­луш­кой, из­гнан­ной из дому, бе­жа­ла к нему. (10) Она за­ды­ха­лась. ( 11) Она сразу по­ня­ла, что про­изо­шло, что это лежит раз­бив­ший­ся лётчик. ( 12) Она пла­ка­ла и не вы­ти­ра­ла слёз, они сле­та­ли с её по­блед­нев­ших щёк и брыз­га­ли на её руки и свет­лое пла­тье, но после каж­дой тяжёлой слезы глаза де­воч­ки сияли всё боль­ше и боль­ше. (13) Лётчик, оч­нув­шись, уви­дел в этих гла­зах и ла­зурь, и блеск, и неж­ность, и страх за его жизнь, и лю­бовь, такую же неж­ную, как вен­чик со­вер­шен­но кро­шеч­но­го гор­но­го цвет­ка, ще­ко­тав­ше­го его щёку.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний про­ти­во­ре­чат со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Лётчик про­ле­жал без дви­же­ния не­сколь­ко часов.
2) Какой-то стран­ный звук за­ста­вил лётчика спря­тать­ся.
3) Лётчик все­гда знал, что Земля уди­ви­тель­но тро­га­тель­на и нежна.
4) Де­воч­ка сразу по­ня­ла, что про­изо­шло с лётчи­ком.
5) Лётчик, оч­нув­шись, уви­дел глаза де­воч­ки, скло­нив­шей­ся над ним.
38.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Ро­ди­на пись­ма  — Древ­ний Во­сток. (2) На­ид­рев­ней­шей счи­та­ет­ся пись­мен­ность шу­ме­ров, ко­то­рая воз­ник­ла более пяти тысяч лет назад. (3) Су­ще­ству­ет ги­по­те­за, что из шу­мер­ско­го пись­ма про­ис­хо­дят все осталь­ные пись­мен­но­сти (кроме пись­ма майя). (4) Шу­мер­ское пись­мо хо­ро­шо изу­че­но, из­вест­на его мно­го­ве­ко­вая эво­лю­ция от пик­то­грамм к сло­вес­ным и затем к сло­вес­но-сло­го­вым зна­кам.

(5) Самые ран­ние об­раз­цы шу­мер­ской пись­мен­но­сти  — это бирки с пе­ча­тью и по­мет­кой о ко­ли­че­стве пред­ме­тов или жи­вот­ных. (6) Затем по­яви­лись более слож­ные учётные таб­ли­цы. (7) Вы­да­ю­щим­ся до­сти­же­ни­ем шу­ме­ров было то, что ко­ли­че­ство они обо­зна­ча­ли от­дель­ным зна­ком. (8) На­при­мер, пяти ко­ро­вам со­от­вет­ство­ва­ли пять кру­жоч­ков и ри­су­нок ко­ро­вы, а не пять ри­сун­ков ко­ро­вы, как в дру­гих пись­мен­но­стях. (9) По­сте­пен­но си­сте­ма услож­ня­лась: по­яви­лись стан­дарт­ные знаки  — иеро­гли­фы, с по­мо­щью ко­то­рых легче всего было изоб­ра­жать кон­крет­ные пред­ме­ты. (10) С те­че­ни­ем вре­ме­ни знач­ки всё менее по­хо­ди­ли на ри­сун­ки. (11) У шу­ме­ров по­яви­лись стан­дарт­ные услов­ные знаки, со­сто­яв­шие из кли­но­об­раз­ных чёрто­чек. (12) По форме кли­но­об­раз­ных чёрто­чек шу­мер­ское пись­мо в на­сто­я­щее время на­зы­ва­ют кли­но­пи­сью.

(13) Труд­нее всего было изоб­ра­жать аб­стракт­ные по­ня­тия, имена соб­ствен­ные. (14) В этом по­мо­гал ре­бус­ный прин­цип, при ко­то­ром, на­при­мер, знак стре­лы ис­поль­зо­ва­ли не толь­ко для слова «стре­ла», но и для слова «жизнь». (15) Шу­ме­ры по­сто­ян­но при­ме­ня­ли ре­бус­ный прин­цип и за­кре­пи­ли за не­ко­то­ры­ми зна­ка­ми не кон­крет­ное зна­че­ние, а зву­ко­вое чте­ние.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — рас­суж­де­ние
4) за­да­ча речи — дать пред­став­ле­ние о Древ­нем Во­сто­ке как ро­ди­не пись­ма майя
5) за­да­ча речи — рас­ска­зать о том, как воз­ник­ла и как раз­ви­ва­лась пись­мен­ность шу­ме­ров
39.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Свод­ки по­го­ды три дня обе­ща­ли грозу. (2) Од­на­ко все эти три дня сияло солн­це, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) По­это­му, со­би­ра­ясь в кино, мы не взяли зон­ти­ки.

(4) Гроза за­хва­ти­ла нас не­ожи­дан­но, об­ру­шив на город по­то­ки воды. (5) Пока мы до­бе­жа­ли до бли­жай­ше­го подъ­ез­да, про­мок­ли почти на­сквозь.

(6) Мы вста­ли у двери, но в подъ­езд один за дру­гим стре­ми­тель­но вле­та­ли с улицы про­мок­шие люди, встря­хи­ва­лись, и брыз­ги от них ле­те­ли во все сто­ро­ны. (7) Сна­ча­ла мы не­мно­го ото­дви­ну­лись от по­ро­га, а потом под­ня­лись на лест­нич­ную пло­щад­ку пер­во­го этажа.

(8) На улице вовсю пля­сал и буй­ство­вал дождь. (9) Гряз­ные, мут­ные по­то­ки ли­лись по мо­сто­вой, сбе­га­ли со ска­ме­ек, с крыши бе­сед­ки. (10) Какой-то маль­чиш­ка, босой, в за­ка­тан­ных выше колен шта­нах, вос­тор­жен­но и гром­ко визжа, про­мчал­ся по стре­ми­тель­но­му ручью вдоль тро­туа­ра. (11) Но вот на­ко­нец по­свет­ле­ло, дождь стал сти­хать.

(12) Ты ска­за­ла: «Всё равно в кино мы опоз­да­ли. (13) По­бе­жа­ли домой. (14) Я так давно не бе­га­ла бо­си­ком». (15) Я не стал спо­рить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было ра­дост­но. (17) Ты была рядом, и мы то­па­ли бо­си­ком по цен­тру гро­мад­но­го го­ро­да.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 1-е и 2-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ские по­вто­ры
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
40.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "ис­пол­нен­ный вол­не­ния, тре­во­ги"
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "при­чи­ня­ю­щий фи­зи­че­скую боль"
3) си­но­ним — бес­по­кой­ный
4) си­но­ним — бес­страш­ный
5) ан­то­ним — на­прас­ный
41.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным:

1) Он тя­же­ло дышал, в гла­зах ря­би­ло от сол­неч­но­го блес­ка.
2) Пя­ти­со­тен­ная ку­пю­ра была со­вер­шен­но новая.
3) Этот па­по­рот­ник ин­те­ре­сен своей окрас­кой и пол­зу­чим кор­не­ви­щем.
4) На­ка­за­ние было спра­вед­ли­во, но я всё равно оби­дел­ся.
5) Эта ком­на­та свет­лее, чем та.
42.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Нам рас­ска­за­ли древ­нюю ле­ген­ду о стро­и­тель­стве этого маяка.

1) На­чаль­ная форма - рас­ска­зы­вать
2) пе­ре­ход­ный
3) со­вер­шен­но­го вида
4) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
5) в форме 3-го лица
43.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Свод­ки по­го­ды три дня обе­ща­ли грозу. (2) Од­на­ко все эти три дня сияло солн­це, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) По­это­му, со­би­ра­ясь в кино, мы не взяли зон­ти­ки.

(4) Гроза за­хва­ти­ла нас не­ожи­дан­но, об­ру­шив на город по­то­ки воды. (5) Пока мы до­бе­жа­ли до бли­жай­ше­го подъ­ез­да, про­мок­ли почти на­сквозь.

(6) Мы вста­ли у двери, но в подъ­езд один за дру­гим стре­ми­тель­но вле­та­ли с улицы про­мок­шие люди, встря­хи­ва­лись, и брыз­ги от них ле­те­ли во все сто­ро­ны. (7) Сна­ча­ла мы не­мно­го ото­дви­ну­лись от по­ро­га, а потом под­ня­лись на лест­нич­ную пло­щад­ку пер­во­го этажа.

(8) На улице вовсю пля­сал и буй­ство­вал дождь. (9) Гряз­ные, мут­ные по­то­ки ли­лись по мо­сто­вой, сбе­га­ли со ска­ме­ек, с крыши бе­сед­ки. (10) Какой-то маль­чиш­ка, босой, в за­ка­тан­ных выше колен шта­нах, вос­тор­жен­но и гром­ко визжа, про­мчал­ся по стре­ми­тель­но­му ручью вдоль тро­туа­ра. (11) Но вот на­ко­нец по­свет­ле­ло, дождь стал сти­хать.

(12) Ты ска­за­ла: «Всё равно в кино мы опоз­да­ли. (13) По­бе­жа­ли домой. (14) Я так давно не бе­га­ла бо­си­ком». (15) Я не стал спо­рить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было ра­дост­но. (17) Ты была рядом, и мы то­па­ли бо­си­ком по цен­тру гро­мад­но­го го­ро­да.

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 5-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

44.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 6—10) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при

да­точ­ной вре­ме­ни. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 9) в об­ласть от­ве­тов.

45.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Зима уже хо­зяй­ни­ча­ла над землёй, но мы знали, что под сне­гом, если по­ста­рат­ся раз­гре­сти его ру­ка­ми, ещё можно найти пре­лест­ные лес­ные цветы, знали, что в печах все­гда будет тре­щать огонь, и зима по­ка­за­лась нам такой же пре­крас­ной, как лето.

46.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми и их зна­че­ни­я­ми:

А)  вы­бро­сить из го­ло­вы

Б)  го­ло­ву по­ве­сить

В)  ло­мать го­ло­ву

Г)  хо­дить на го­ло­ве

1)  уси­лен­но ду­мать, ста­ра­ясь по­нять или ре­шить слож­ную за­да­чу

2)  плохо чув­ство­вать себя, за­бо­леть

3)  ста­рать­ся за­быть; не ду­мать о ком-либо или о чём-либо

4)  про­каз­ни­чать, озор­ни­чать, ша­лить

5)  при­и­ти в уны­ние, от­ча­я­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

47.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   за­ра­бо­ток

Б.   об­та­чи­вал

В.   по-ураль­ски

Г.   за­бот­ли­вый

1.   ко­рень+ суф­фикс + окон­ча­ние

2.   ко­рень+ суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс+ окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

48.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 4 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

49.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А)  Мне давно хо­те­лось найти такой уго­лок, где бы было всё: и охота, и ры­бал­ка, и грибы, и ягоды.

Б)  От­з­ве­не­ли ка­пе­ли, под­сох­ла земля, и грачи по­ле­те­ли на род­ные поля.

В)  В ве­сен­нюю пору хо­ро­шо в лесу: воз­дух осо­бен­но свеж, по­всю­ду раз­но­об­раз­ный запах пре­лых ли­стьев и от­та­яв­шей земли.

Г)  На­сто­я­ще­му ры­ба­ку нужно мно­гое: река, цветы, утрен­ние зори, та­ин­ствен­ные ночи и ти­ши­на.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

50.  
i

Пи­шет­ся ь на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) диван..чик
2) в..езд
3) испеч..ся
4) ка­па­ет с этих крыш..
5) в..юга
51.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Сколь­ко раз я за­ча­ро­ван­но стоял перед глав­ным укра­ше­ни­ем зна­ме­ни­то­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра  — ико­ной про­слав­лен­но­го жи­во­пис­ца Ан­дрея Рублёва! (2) В иконе во­пло­ще­ны луч­шие свой­ства его та­лан­та: оду­хо­творённость, нрав­ствен­ное бла­го­род­ство и про­сто­та. (3) А ещё не­обык­но­вен­ная игра кра­сок... (4) Ху­дож­ник все­гда стре­мил­ся со­зда­вать иконы, ко­то­рые, ка­за­лось, из­лу­ча­ли свет.

(5) На зна­чи­тель­ной по раз­ме­рам доске Ан­дрей Рублёв изоб­ра­зил вет­хо­за­вет­ную Тро­и­цу  — яв­ле­ние Ав­ра­аму Бога в виде трёх ан­ге­лов. (6) За каж­дым из трёх ан­ге­лов изоб­ра­же­на его эм­бле­ма. (7) За одним  — древо, ко­то­рое по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию озна­ча­ет «древо жизни». (8) За вто­рым  — воз­вы­ша­ют­ся лёгкие, строй­ные па­ла­ты, яв­ля­ю­щи­е­ся ху­до­же­ствен­ным об­ра­зом ра­дост­но­го и вдох­но­вен­но­го по­зна­ния. (9) За тре­тьим ан­ге­лом на­хо­дит­ся гора  — древ­ний сим­вол всего воз­вы­шен­но­го.

(10) Уже при пер­вом взгля­де на икону зри­тель ока­зы­ва­ет­ся в плену гра­ци­оз­ных, пе­ву­чих линий её ри­сун­ка и неж­ней­шей кра­со­ты со­че­та­ю­щих­ся цве­тов. (11) Ху­дож­ник и ис­кус­ство­вед И. Гра­барь писал, что «Тро­и­ца» свер­ка­ет «выс­шим, не­зем­ным све­том». (12) Свет этот сияет в белых и го­лу­бо­ва­тых про­бе­лах, он на­по­ми­на­ет од­но­вре­мен­но и го­лу­биз­ну неба, и за­цве­та­ю­щий лён, и пер­вые ва­силь­ки в зе­ле­не­ю­щей ещё ржи.

(13) Ещё долго учёные будут изу­чать ис­то­рию со­зда­ния зна­ме­ни­той иконы. (14) А три за­дум­чи­вых и груст­ных ан­ге­ла в мер­ца­ю­щем свете лам­пад из века в век будут вести свою без­молв­ную и та­ин­ствен­ную бе­се­ду над мо­ги­лой «ве­ли­ко­го стар­ца»...

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 9-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.